Реклама . МетаКонтекст

четверг, 30 августа 2012 г.

Что особенного в обществе безналичных денег

 Реальное значение партнерства Starbucks с компанией по производству программ оплат через мобильные телефоны Square - не в том, что очереди за кофе станут короче. Тогда в чем?

Один маленький шаг, чтобы получить ванильный латте, и гигантский скачок для всего человечества – так мир охарактеризовал вчерашнюю сделку между Starbucks и новой компанией оплат через мобильные телефоны Square. Эта компания может идентифицировать человека и выяснить его финансовое положение, когда он приближается к кассе, сопоставить лица покупателя и продавца, получить информацию об оплате и разрешить проведение сделки без наличных денег, без кредитки и даже без рук:
      "С вас 5 долларов".

"Я Дерек Томпсон".

"Спасибо, оплачено"
.

Все. Я иду к двери со своим кофе. Вот как оно выглядит, общество без наличных денег. Это круто. Но насколько круто на самом деле?

Давайте проанализируем некоторые важные моменты – для покупателей и для продавцов. Для продавцов технология продаж через электронный кассовый автомат ужасна, стара и дорога. С кредитными картами - постоянные проблемы, банкноты и монеты обременительны, программное обеспечение систем оплаты - сложное, и его можно обмануть. А у Square - все просто. Она не только исключает ляпы в процессе набора чьего-то номера, но и очеловечивает процесс взаимодействия, превращая в точку контакта лица двух людей, а не кредитку со считывающим устройством. Это здорово.

Что касается покупателей, то Square устраняет трения. Это либо очень хорошо, либо очень опасно, а возможно, и то, и другое одновременно. Оплата товара не должна быть такой сложной. Некоторые продавцы одни кредитки принимают, а другие - нет, или требуют минимум оплаты в 10 долларов, или принимают только наличные, или у них заканчиваются какие-то бланки. Конечно, все это - проблемы развитых стран, но мы живем в мире проблем развитых стран, и решить их изящно и изысканно - далеко не просто. Разводя в стороны оплату и требующие внимания действия, беспроблемные операции по оплате заставляют нас забывать о деньгах. Это - хорошая новость, если вы считаете, что покупатель должен тратить больше денег. Но это - плохая новость, если вам кажется, что большинство американцев без должного внимания относятся к деньгам.

Все эти инновации изобретаются и вводятся в действие, в основном, ради удобства, но они открывают дорогу навстречу чему-то большему: данным, рекламе и, конечно же, обществу. Данные, создаваемые путем миллионов оцифрованных операций, дают лучшее представление о том, что люди покупают и сколько они за это платят. Такого рода информация важна для аналитических отделов корпораций и для макроэкономистов. А возможности GPS позволяют проводить целенаправленную рекламу. Нарисуем картину будущего.

Вы идете по улице. Жара. Находящееся в квартале от вас кафе Starbucks посылает вам сообщение: ваш любимый в жаркую погоду напиток – низкокалорийный ванильный латте со льдом – продается со скидкой в доллар. Вы принимаете предложение, а потом, нажав пару кнопок, добавляете в заказ миндальное печенье. Затем вы идете в Starbucks. К вашему приходу все уже готово – вы просто забираете покупку, продавец проверяет ваше лицо, и все – вы направляетесь к двери.

Когда я прочитал первую партию статей о Square, моя реакция была такова: "Звучит здорово. Но насколько это революционно? Неужели мы такие ленивые и занятые, что избавление нас от необходимости доставать кредитную карту кажется огромным инновационным скачком?"

Думаю, ответ здесь двоякий. (1) Инновации, которые экономят наше время, пусть даже совсем немного времени, - это настоящие инновации, потому что в любой передовой экономике время и внимание - это деньги, и получая больше первого и второго, мы становимся богаче. (2) У Square важно не только то, что расчетные операции становятся эффективнее, но и то, что компания приближает безналичную эпоху. Журнал Slate в своей потрясающей серии статей написал, что безналичное общество может сделать нас богаче, здоровее (долларовые банкноты грязные!) и умнее. Вот три выдержки из его специального репортажа:

1) Безналичное общество может сделать нас богаче: "Авторы одного проведенного в 2003 году исследования подсчитали, что переход от наличного расчета к полностью электронному даст экономию в размере 1 процента ВВП (для США это 150 миллиардов долларов)".

2) Бумажные деньги разговаривать с нами не могут, а виртуальные могут – и они дадут нам возможность лучше их тратить. Вы можете подключить ваш безналичный счет к сервису типа Mint, и он оповестит вас о том, что вы вышли за рамки своего месячного расчетного бюджета.

3) Но это также может привести к росту преступности, поскольку программы можно обманывать, переводя деньги на черный рынок. "Финансовая преступность в безналичном обществе вырастет, поскольку электронные деньги переводить проще и быстрее. Бумажные банкноты громоздки и неудобны … И мы не должны забывать про хакеров, которые с радостью ринутся в мир, где все финансовые операции происходят в онлайне".

Вывод таков. Вряд ли стоит чрезмерно возбуждаться из-за того, что очереди в Starbucks, благодаря безналичным операциям, станут короче. Но заключенная вчера сделка - гораздо важнее для самого интересного в стране стартапа мобильных оплат, и она подводит нас ближе к безналичной экономике, чьи преимущества и риски мы только начинаем понимать и оценивать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий