Реклама . МетаКонтекст

четверг, 4 октября 2012 г.

Налоговая ударит акцизом по производству

В 2012 году налоговая планирует собрать на 10 млрд. грн. больше акцизов чем годом ранее. Если этим планам не помешает рост нелегального производства алкоголя и сигарет, которое за полгода увеличилось в 2-10 раз.
    Повторение пройденного 

В 2012 году бюджет получил рекордную сумму акцизов – 15,4 млрд. грн. за 8 месяцев – на 10,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первую очередь это следствие повышения акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия – на 8,9% и 15% соответственно. Обратной стороной роста поступлений стал стремительный рост объемов контрабанды и нелегального производства подакцизных товаров. 
     По данным самих налоговиков, к началу 2012 г доля нелегальной алкогольной продукции составляла около 20% от легального оборота. По последней оценке Минфина, осенью этот показатель был уже вдвое больше. Что не удивительно: за последние пять лет ставки акцизного сбора на алкоголь выросли в 2,4 раза: с 19 грн. за литр 100% спирта в 2007-м до 45,87 грн. в 2012 году. Сейчас доля акцизов в поллитровой бутылке минимальной стоимостью 26,1 грн составляет около 35%, – а если добавить сюда все остальные налоги, включая налогообложение зарплат и НДС – суммарная налоговая нагрузка вплотную приближается к половине стоимости. 

Акцизная ломка

В 2012 году налоговая планирует собрать на 10 млрд. грн. больше акцизов чем годом ранее. Если этим планам не помешает рост нелегального производства алкоголя и сигарет, которое за полгода увеличилось в 2-10 раз

Еще больший рост акцизов наблюдался на рынке табачных изделий. Только за последние три года акцизная нагрузка, например, на сигареты с фильтром возросла на 900%: с 18 грн. за 1000 штук в 2008-м до 184,40 грн. Как и в случае с алкоголем это привело к росту контрафакта. В ассоциации ассоциации «Укртютюн» отмечают, что если до 2009 года уровень нелегального оборота табачных изделий не превышал 1%, то теперь, после нескольких последовательных повышений ставок он вырос в десять раз, – в 2012-м году его объем составлял около 10%. 

Несмотря на это, украинские власти придерживаются выбранного курса на дальнейшее повышение акцизов. В парламенте дожидаются своей очереди сразу два законопроекта – первый, должен был с 1 сентября отменить льготное налогообложение производства и продажи коньяка, повысив акцизный налог с 27 до 45,87 грн. за литр 100% спирта. А глава профильного комитета ВР Виталий Хомутынник зарегистрировал законопроект, который предусматривает с 1 января 2013 г. повышение на 11% акцизов на алкоголь и на 7,9% - на табачные изделия. Тем временем Минфин выступил с новой инициативой повышения минимальных розничных цен на ликеро-водочную продукцию на 15,3% (до 150,5 грн за литр чистого спирта). В результате минимальная цена «поллитры» вырастет до 30,1 грн. 

К очередному увеличению налогов руководство ГНСУ намерено полностью уничтожить теневой рынок. О чем еще в начале года заявили глава ГНСУ Александр Клименко и начальник налоговой милиции Андрей Головач. Для выполнения этой задачи налоговики потребовали себе больше полномочий. И правительство, похоже, готово удовлетворить все их пожелания – хотя декларируемой цели это, скорее всего, достичь не позволит. 

Операция инвентаризация 

На прошлой неделе, как следует из распоряжения правительства (№304-р от 23.05.2012 г.), таможенники и Минэкономразвития закончили организацию системы информирования налоговиков – в режиме реального времени – о выданных и аннулированных лицензиях на экспорт-импорт спирта и алкогольных напитков, а Минагрополитики с той же даты – ввести электронный учет при производстве спирта. 

Пока же налоговые инспекторы проявили инициативу, спущенную сверху, и стали фиксировать показания спидометров, а также время въезда/выезда транспортных средств на акцизных складах, чтобы исключить «левые» рейсы. Узаконить это новшество должен Минфин, разработав изменения к Налоговому кодексу. После внесения соответствующих изменений налоговики смогут контролировать не только приемку спирта на склады ликеро-водочных предприятий (как сейчас), но и отгрузку сырья со спиртзаводов путем проставления штампов в товарно-транспортных накладных. Впрочем, не дожидаясь законодательных изменений, налоговики уже выпустили письмо ГНСУ N1088/0/71-12/15-5217, которым данная практика легализуется на уровне подзаконных актов. 

Отдельным законопроектом предлагается создать Госреестр оборудования для производства спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Органы ГНСУ будут учитывать все основное технологическое оборудование для производства упомянутых подакцизных товаров (по месту его реального нахождения). Владельцев такого имущества обяжут «задекларировать» его путем подачи соответствующего заявления в органы ГНС. К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий право пользования этим оборудованием, а также справку о производственной мощности, установленной изготовителем. Тех, у кого не окажется справки о внесении в Госреестр (будет выдаваться бесплатно в течение пяти дней) ждет штраф в 1700 грн, изъятие, а затем и конфискация через суд в пользу государства оборудования, которое либо использовалось, либо даже просто хранилось неучтенным. 

Производители алкогольных напитков опасаются, что вместо реальной борьбы с контрафактом они столкнутся с бюрократическими проволочками. Что, по мнению Сергея Михайлечко, директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», в худшем случае приведет к отказу предприятий от модернизации, которая теперь будет сопряжена с дополнительными сложностями. Ведь пока непонятно, какое именно оборудование подлежит регистрации – и как его с такой регистрации снимать. «Провозгласив инвентаризацию, Минфин не удосужился разработать полный перечень оборудования, подлежащего регистрации, отдав этот пункт «на откуп» Кабинету министров. Зато сразу же прописал ответственность», – сетует Сергей Михайлечко. По его мнению, ключевой смысл законопроекта кроется как раз в фразе «недопущение потерь доходов Государственного бюджета Украины». 

Трубка мира 

В отличие от производителей алкогольных напитков, табачники во многом одобряют инициативы властей. В ассоциации «Укртютюн», к примеру, считают, что запрет импортировать сигаретную бумагу и фильтры для сигарет всем, кроме табачных фабрик, равно как и введение госреестра оборудования – могут стать эффективным инструментом противодействия нелегальному производству. Оба ограничения предусматриваются упомянутым законопроектом о госреестре оборудования. 

В разговоре с «Инвестгазетой» Кирилл Сташков, менеджер по противодействию нелегальной торговле компании «Бритиш Американ Тобакко» в субрегионе Украина-Молдова-Беларусь поддержал все инициативы правительства, включая предложение о конфискации незарегистрированного оборудования. Более того, топ-менеджер БАТ считает, что изъятое оборудование должно уничтожаться, а конфискация – сопровождаться значительными штрафами. «Чтобы риск утраты оборудования не был единственным», – объясняет Сташков. Впрочем, эти новации могут коснуться табачников только в случае внесения правок в ст. 2, 15 и 17 Закона «О госрегулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодовго, алкогольных напитков и табачных изделий». 

Нет у табачников особых возражений по поводу повышения акцизов – дополнительную фискальную нагрузку производители традиционно перекладывают на потребителя. Более того, прибыль табачников растет практически пропорционально акцизам – их повышение обеспечивает гораздо больший рост EBIDTA чем любой прирост потребления. 

Единственная угроза – увеличение доли нелегального рынка. Выход на который – в условиях, когда из 10 грн. розничной стоимости около половины приходится на налоги – окупается в считанные недели. К примеру, в конце мая в Луганске налоговики обнаружили настоящую табачную фабрику производительностью 150 пачек сигарет в минуту. Оснащено производство было современным иностранным оборудованием. И работало полностью нелегально. За сутки производства только экономия на налогах может составить до 100 тыс. грн. А с учетом того, что подобное оборудование можно купить за 0,5-2,5 млн. грн. – даже при производстве самых дешевых сортов и высоких расходах на сбыт и полиграфию «отбить» стоимость подобного оборудования можно за несколько месяцев. 

Еще одним из методов борьбы с нелегалами могут стать электронные акцизные марки для табачных изделий (как Швеции и Грузии), внедрение которых в начале сентября анонсировал Александр Клименко. Радиочастотная метка (RFID), по задумке налоговиков, позволит отслеживать всю цепочку движения товара — от производителя до магазина, избежав тем самым появления на рыке нелегальной продукции. А депутаты готовят ко второму чтению поправки в Уголовный кодекс, согласно которым подделка акцизных марок будет приравниваться к подделке национальной валюты и караться тюремным заключением сроком от 3 до 7 лет. Впрочем, примерно то же налоговики говорили, когда внедрялись и нынешние акцизные марки. Которые, как оказалось, вовсе не стали 100% защитой от роста нелегального оборота. 

Взгляд в будущее 

Стремление «прижать» нелегальный рынок вполне объяснимо. В 2011-м в Украине было собрано 21,7 млрд. грн. акцизов – всего на 2,1 млрд. грн. больше, чем годом ранее. Из всей суммы собранных акцизов 20% пришлось на ликеро-водочные изделия, 2,2% на вино, 9% на пиво и 68% - на табачную продукцию. Но в нынешнем году в планах налоговой значится 31,4 млрд. грн. – почти на 10 млрд. грн. больше, чем в 2011-м. 

Само собой, подобное повышение создает огромный соблазн для нелегалов. Да и для самих контролеров, по крайней мере – на местах. Поскольку производить «серую» водку и контрафакт, не платя при этом никому из властей, – в нынешних условиях просто не реально.

1 комментарий: